20 апреля 1969 года группа болгарских альпинистов из Сливена совершила восхождение на Килиманджаро. Но вы понимаете, что здесь не блог об альпинизме, так чем же было примечательно это путешествие? Двумя месяцами ранее, 14 февраля 1969 года, группа из 14 человек выехала на Черный континент на двух микроавтобусах РАФ-977 «Латвия»…
Замёрзшее на 15 км море в районе Одессы, Египет в состоянии войны с Израилем, суданские военные базы, пустыня, миражи, сбивающие с маршрута, встреча с чешскими «Татрами» (видимо, Ганзелка и Зикмунд на Татра-805), сильнейшая песчаная буря, разрушенный непогодой порт Судана, невыносимая жара Нубийской пустыни, Эфиопия и Аддис-Абеба, нападение повстанцев в саванне, джунгли Кении, достижение Танзании, пропавшие британские альпинисты, и, наконец, начало восхождения на Килиманджаро — высочайший стратовулкан и, по совместительству, точка Африканского континента. Но на последнем этапе уже без РАФов.
Ниже приведу немного отредактированный гугл-перевод оригинальной статьи с болгарского.
Как первая болгарская экспедиция за границу покоряла вершины Африки
После эпопеи лишений 20 апреля 1969 года группа альпинистов из Сливена совершила восхождение на Килиманджаро.
Болгарские альпинисты покорили многие высочайшие вершины нашей планеты. Десятки наших соотечественников уже покорили «крышу мира» — величественный Эверест. У их ног остались десятки тысяч других. И всегда находился кто-то, кто является первооткрывателем на определенной высоте. Одни имена запомнятся, другие — канут в Лету, покрытые пылью времени…
В начале наши альпинисты набрались опыта в родных горах, но они всегда мечтали взмахнуть родным триколором на самых высоких точках планеты. В справочниках утверждается, что первая болгарская самостоятельная экспедиция была проведена в 1971 году в знаменитых горах Гиндукуша в Афганистане, где штурмовался пик Ношак (7492 м). К сожалению, он закончился трагически гибелью пятерых альпинистов — Ивана Васильева, Атанаса Захариева, Петра Георгиева, Христо Джамбазова и Димитара Петкова. Их восхождение организовано альпийским клубом при туристическом объединении «Голубые камни» в Сливене.
А на самом деле первая болгарская экспедиция за границу состоялась в 1969 году. Тогда 20 апреля четверо сливенских альпинистов из того же клуба поднялись на самую высокую гору Африки — Килиманджаро, где покорили всех трех ее собратьев — Ухуру, Мауэнзи и Монт Кения. . В то время пик Ухуру, чье имя означает свободу, имел высоту 6010 м. Сегодня из-за таяния его ледяной шапки его высота измеряется на уровне 5895 м.
Вдоль суббалканской дороги, на участке между Сливеном и Гурково, недалеко от Шивачево, уже двадцать лет стоит придорожный ресторан, носящий гордое название «Килиманджаро». Сотни водителей, останавливавшихся здесь на протяжении многих лет, наверняка задавались вопросом, какая связь между самой высокой африканской горой и этим уголком у подножия родных Балкан. Ну а просто владелец этого ресторана — Добри Кисов — один из четырех болгар, впервые ступивших на «крышу Африки». Таким знают бывшего альпиниста — как «Килиманджаро», жители его родного города Шивачево.
Будучи студентом, он прошел трудными путями к горным вершинам. Сливенский альпинистский клуб, членом которого он является, является одним из самых авторитетных в стране. Четверо его выпускников, в том числе и он сам, входят в нашу сборную.
В 1967 году, во время традиционного марша на пик Бузлуджа в память гибели Хаджи Димитра, тогдашний первый секретарь Сливенского райкома партии Иван Абаджиев спросил смельчаков, куда бы они хотели поехать за границу, чтобы подняться на гору.
До этого болгарские альпинисты участвовали в международных экспедициях только индивидуально. И теперь им предоставляется шанс поехать в составе болгарской команды, куда они захотят. И сливенские горцы выбирают Анды.
Но «болгарский Кеннеди», как называют Абаджиева из-за его вечной улыбки, с тех времен, когда он был главным комсомольцем, отвечал: «В Анды всегда можно съездить, а на Килиманджаро — вряд ли». Итак, жребий был брошен.
Начинается лихорадочная подготовка к мероприятию, которое длится два года. Подготовкой занимаются многие отечественные компании – Министерство легкой промышленности предоставляет расходные материалы, обувь и оборудование, которое, конечно, в основном сливенского производства. Наш министр иностранных дел Иван Башев предоставляет им валютные чеки на бензин в Эфиопии и Кении…
14 февраля 1969 года группа из 14 человек выехала на Черный континент на двух латвийских микроавтобусах. Вместе с четырьмя альпинистами Добри Кисовым, Кириллом Димчевым, Атанасом Захариевым (впоследствии погибшим на Гиндукуше) и Едрю Канчевым, а также их тренером Красте Алексиевым, водителями, художником, фотографом и всеми другими помощниками, включая Сотрудника госбезопасности, который руководил ходом экспедиции (что не мешает тогдашним СМИ объявить, что в Африку уходят 14 альпинистов).
«Мы понятия не имели, что нас ждет. Оказалось, что мы проедем по местам, где нет дорог, что мы пересечем пустыни, для которых наши машины не годятся…» — ветеран Добри Кисов, с которым мы говорили в один день — 14 февраля, только 47 лет спустя, вскоре после того, как он только что передал свой виноградник Трифону Зарезану.
Через Румынию и Молдову группа едет на автобусе в Одессу. Там море оказалось замерзшим на 15 км вглубь суши и ледоколу пришлось прокладывать дорогу для выхода из порта пароходу, на который грузились болгары. В конце концов, они благополучно доплыли до африканского побережья.
Их транспортировка в Александрию занимает одну неделю. Египет в то время находился в состоянии войны с Израилем, и ситуация была слишком нервной и напряженной. Дороги и мосты забаррикадированы. Вдобавок ко всему, когда они прибывают в Каир, оказывается, что там своего рода Курбан-байрам, и им приходится ждать 20 дней, пока им выдадут визы.
По Нилу они не могут передвигаться, так как там находятся суданские военные базы и египетские у Красного моря. И они отправились через пустыню в Асуан. Путешествие болезненно. Несколько раз миражи путают их идеи. У них закончился бензин…
В какой-то момент они встретили чешскую экспедицию, вернувшуюся с «Татрами» из Судана. Чехи удивляются, когда видят наших на «Латвиях». В конце концов болгарам удалось добраться до Красного моря по следам, оставленным чешским внедорожником.
Но они попадают в чудовищную песчаную бурю, которая бушует уже 15 дней. Когда они добираются до порта Судана, выясняется, что порт разрушен стихийными бедствиями и экспедиция продолжается через Нубийскую пустыню. Они могут передвигаться по ней до 9 часов утра. Потом наступает невыносимая жара и двигатели автобусов перегреваются. А так как растительности вокруг нет, даже трава не растет, то натягивают брезент и прячутся под ним от огненных волн солнца. А ночью военные не пускают их в путь.
Наконец они достигают Эфиопии, где климат гораздо более терпимый. Наш посол Владо Краев выслал им машину, чтобы встретить их и доставить в Аддис-Абебу. «Нас предупредили, чтобы в этой стране водили очень осторожно, так как местные жители часто прыгали под машины иностранцев в надежде получить травму и получить компенсацию!
В противном случае, куда бы мы ни пошли, местные газеты уже писали о нас до нашего приезда. Везде нас встречали на высоком уровне. Министр туризма Эфиопии предложил нам подняться на их высочайшую вершину, но мы уклончиво пообещали сделать это на обратном пути», — рассказывает Добри Кисов.
Однако вне торжественных моментов испытания продолжаются. В южной части Эфиопии, посреди саванны, группа болгар подверглась нападению повстанцев. Однако удача сопутствует нашим людям — в главный момент появляется отряд официальных властей, которые разыскивают повстанцев и спасают наших альпинистов и их спутников.
Позже, в Кении, у них были хорошие шансы в джунглях. Дорога через них, насколько это можно назвать, в одном месте раздваивалась. И, как мы можем догадаться, никаких знаков в джунглях не было. Лужа спасает их от того, чтобы заблудиться и бродить по густой, почти непроходимой растительности. Одну развилку она почти перекрыла, поэтому наши путешественники решили поехать по другой. И они выбрали правильное направление.
Так они буквально шаг за шагом достигают Танзании. Там, в городе Моша, где базировалось министерство туризма и спорта Танзании, их принял глава министерства, который предупредил, что перед нашей экспедицией на Килиманджаро английские альпинисты уехали, но так и не вернулись.
Обычно все альпинисты отправляются на покорение вершин с соответствующими проводниками и перевозчиками. Однако наши альпинисты отправляются без такого антуража и несут рюкзаки, снаряжение и все необходимое на спине, так как на такой доп денег не хватает. Вся группа из 14 болгар отправилась в Ухуру, причем четверо альпинистов несли больше всего багажа.
По пути они встречают группу, которая отказалась брать 6000 из-за снега и льда. Их настигли два американских и два немецких покорителя вершин, но вскоре часть из них тоже вернулась.
Однако болгары идут вперед. И вместо обычного времени, за которое покоряли Ухуру — около недели, высоту они успевают взять за 3 дня! «Такого сильного горного отряда у нас не было уже много лет», — заявил мэр Моши на пресс-конференции по случаю завоевания африканского пика болгарами.
Следующее испытание для наших альпинистов – соседний горный гигант – Мауэнзи, являющийся третьим по высоте на Черном континенте. Его название означает «расколотая вершина» и дано ему не случайно — холм, образовавшийся при извержении вулкана Кибо, венчает 200-метровая отвесная скала, напоминающая острие иглы. На нем может стоять только один человек.
Вот почему наши альпинисты — на этот раз только профессионалы из группы — выстраиваются один за другим, чтобы ступить на этот ужасно монолитный утёс, вылепленный вулканическими элементами, в то время как остальные четверо ждут своей очереди на маршруте внизу. Но все четыре преуспевают.
Впечатленные их мастерством, танзанийцы предлагают им остаться в африканской стране в качестве инструкторов по альпинизму или хотя бы в качестве горных проводников.
Кстати, в те годы в Танзании работали многие наши специалисты — врачи, агрономы, учителя и Болгария, безусловно, пользуется большим уважением в этой части африканского континента.
Участников нашей экспедиции с почестями принял последний эфиопский император Хайле Селассие, наградивший их золотой медалью.
Вернемся ненадолго к игле Мауэнци. Там, под отвесной скалой, наши горцы находят записи пропавших англичан. Следов их нет и очевидно, что они, скорее всего, погибли, упав в пропасть ниже вершины, в связи с таянием горных ледников.
Трагическая судьба британских коллег не остановила болгар, и они направились к кенийскому Монт-Кения, поднимающемуся к экватору на 5199 метров над залитыми солнцем и выжженными саваннами. Но зубчатый силуэт самой вершины, изрезанный 400-метровыми вертикальными стенами, как это ни покажется невероятным, практически круглый год покрыт снегом. Там, по словам племени кикуйю, находится местопребывание их бога Нгаи.
На спуске после его покорения сливенские горцы попадают в заповедник, где переживают несколько «встреч третьего рода» с дикими животными. Больше всего они боялись одного из базовых лагерей, окруженного стаей леденящих кровь африканских буйволов. В овраге в буйных горных джунглях они сталкиваются со стадом слонов, разбивающих своими массивными шагами кусты и ветки…
Вернувшихся на родину альпинистов из этой первой болгарской зарубежной экспедиции встречали в порту Варны с цветами и оркестром. А очередь встречающих на родине растянулась от Петолачкаты до Сливена.
С тех пор прошло почти полвека, но Добри Кисов с волнением вспоминает каждое мгновение этого невероятного и испытанного приключения. В своей карьере альпиниста он разработал лучшие восхождения на самых сложных маршрутах в Болгарии — Черная и Красная стены в районе Мальовишки в Риле; покоряет высокие горы Италии, лидера австрийских Альп Гроссклокнер, сила которого поднимается до 3798 м над уровнем моря, совершает восхождение и 1100-метровую вертикальную стену на самую высокую вершину Словении и Юлийских Альп — Триглав (2864 м), чей силуэт является главным символом в гербе этой бывшей югославской республики…
Но его бесспорными достижениями являются походы на Килиманджаро и восхождение на трёх других «африканцев».
Он признается, что мечтал ступить на Эверест, но судьба не дала ему этого шанса. Однако добился этого его коллега по сборной Христо Проданов.
Но Добри Кисов до сих пор вписывает свое имя в историю болгарского альпинизма как первый покоритель экзотического Килиманджаро. А так как на гору он сегодня пойти не может, то ее имя хотя бы рядом с ним — в маленьком придорожном постоялом дворе под Шивачево, хоть и всего 276 метров над уровнем моря.
За предоставление материала спасибо Momchil Gabrovski !