Пару дней назад я анонсировал книгу «Визитная карточка автомобиля», а сегодня нашёл статью на латвийском портале delfi. У кого пока нет возможности приобрести книгу, может прочитать статью. Рассказывает специалист мотор-музея и со-автор книги Борис Корчак.
История латвийских автомобильных номеров
4 января 1993 года сотрудники Департамента безопасности дорожного движения (ДБДД) представили номерные знаки с изображением флага государства, изготовленные в соответствии с последними европейскими стандартами, которые на тот момент еще не были введены даже в странах старой Европы. Эти номера в ходу до сих пор. С одним лишь дополнением – с мая 2004 года флаг Латвии в левом углу таблички сменил флаг Европейского союза. Впрочем, и старые и новые латвийские регистрационные знаки действительны по всему миру без каких-либо оговорок.
Портал Delfi предлагает краткий экскурс в историю регистрационных номеров транспортных средств Латвии. Консультант Delfi – автомобильный историк, специалист Рижского Мотормузея Борис Корчак. Корчак – соавтор книги «Номерные знаки. История регистрации транспорта в Латвии», изданной ДБДД летом 2013 года и использованной при подготовке этого материала.
Российская империя: жестяные таблицы с нумером
До Первой мировой войны нынешняя территория Латвии входила в состав трех губерний Российской империи: Лифляндской, Витебской и Курляндской, с административными органами в каждой из них. Первые автомобили на этих территориях появились примерно в 1895 году, однако, по сравнению со странами Западной Европы, количество машин и мотоциклов в царской России было совсем небольшим. Регистрация транспортных средств находилась в ведении муниципальных и провинциальных администраций.
В 1903 году губернатор Лифляндии генерал-лейтенант Пашков утвердил правила дорожного движения – «Обязательные постановления о езде на автомобилях в г. Риге». Среди пунктов ПДД было обязательное условие – осуществлять движение на авто лишь при наличии регистрационного номера – «жестяной таблицы с нумером», который был действителен лишь один год для лучшего контроля за ежегодным сбором налога. Далее процедуру регистрации надо было проходить заново.
Первый латвийский номер был выдан Теодору Валгеру и его De Dion-Bouton в 1904 году. Это была белая металлическая табличка с черной цифрой 1. Внешний вид номерных знаков менялся постоянно. В 1906 году рижские номера стали иметь желтый фон и черные цифры, в углу таблички располагался красный штамп городского управления полиции. В 1909 году был определен единый стандарт для всех полицейский участков Риги, Юрмалы, Вольмара, Вендена и Валки – таблица прямоугольной формы с красными цифрами на белом фоне.
В 1912 году дизайн вновь изменился – белые буквы и цифры на черном фоне. Следующая перемена – в 1914 году. Цифры стали располагаться в верхней строке, а в нижней должно было быть название провинции на русском языке. Ввели и регламентируемый размер таблички – 30х20 сантиметров.
Во время Первой мировой войны на территории нынешней Латвии велись активные бои между армиями Российской империи и кайзеровской Германии. Военный транспорт, находившийся на территории современной Латвии также имел свои регистрационные номера.
Например, военный номерной знак автомобиля армии Российской империи представлял собой табличку белого цвета, на которую черной краской была нанесена буква русского алфавита и несколько (три или четыре) цифр.
Немецкий же военный автотранспорт обладал номерными знаками серии М с несколькими цифрами. Например, номер МК-I-333 свидетельствовал о том, что автомобиль из Кенигсберга.
Также во время Первой мировой войны появились первые бронеавтомобили. Бронетехника также имела собственные «регистрационные номера», правда – весьма своеобразные. Согласно традиции, пришедшей из флота, броневикам стали присваивать имена собственные, просто нанося их краской на борт. У немцев это был TITANIC, у русских – АДСКIЙ, у независимой Латвийской армии – ZEMGALEETIS.
Первая республика: до Ульманиса — хаос
После окончания Первой мировой войны Латвия была настолько разрушена и опустошена, что в 1918 году в частном секторе страны осталось лишь 6 автомобилей. Понятное дело, что в те годы было не то, что до новых регистрационных номеров – не до законов вообще. Народный совет в декабре 1919 постановил, что до принятия нового латвийского законодательства остаются в силе законы царской России. Все осталось прежними – государственные акты, ПДД.
Тем не менее, время шло, страна отходила от последствий войны и развивалась, экономика восстанавливалась, импорт товаров из заграницы – в том числе, автомобилей и мотоциклов, — увеличивался.
В 1921 году министр транспорта утвердил новые ПДД – «Порядок вождения автомобиля в пределах государства», а в 1923-м – «Положение об автомобильных перевозках». В том же году Административный департамент обязал префектуры городов и районов ввести единую нумерацию авто – то есть, ввести, наконец, государственные номерные знаки.
С тех пор во время регистрации транспортного средства выдавались два основных документа: формуляр и разрешение (после 1939 года – удостоверение). Интересно, что до начала 30-х годов в разрешение или удостоверение авто (говоря современным языком – техпаспорт) вклеивалась фотография машины. Точно также, как и в паспорт человека.
Внешний вид номерных знаков менялся постоянно и хаотично до 1934 года. Единого стандарта не было – главное, чтобы на прямоугольной табличке было написано «место приписки» авто и порядковый номер. Например, «Rīga 1924».
Лишь в тридцать четвертом дизайн номерных знаков автомобилей и мотоциклов был унифицирован. Например, фон задних номеров в Риге был белым; в провинции – желтым, цифры – черными. На задней табличке указывалось место регистрации и срок действия номера (да, номера все еще приходилось менять ежегодно). Передний знак имел только цифры на белом или желтом фоне.
Интересно, что у номеров гражданских авто не было букв – лишь цифры. Например, рижские авто, согласно распределению, имели номера от 1 до 5000, а даугавпилсские – от 5601 до 5800. Буквы на номере были лишь у спецтранспорта – например, серия А относилась к Латвийской армии.
Лимузинам президента страны Карлиса Улманиса были выделены три «блатных номера» — 1, 2 и 5.
1939-1944: от национализации до «Остланда»
Осенью 1939 года, на основе международного соглашения, на территорию независимой Латвии был введен контингент Красной армии. У армейского транспорта не было никаких регистрационных номеров, что сильно затрудняло работу латвийской полиции. Тогда министр внутренних дел Латвии Вейдниекс предложил помощь в изготовлении номерных знаков.
В июне 1940 года, сразу после того, как Латвия была включена в состав СССР, в республике была создана Государственная автоинспекция (ГАИ) – подразделение МВД, обеспечивающее безопасность дорожного движения. В январе 1941 года в Латвийской ССР ввели новые регистрационные номерные знаки, а также технический паспорт, текст в котором должен был быть написан на латышском и русском языках. Несмотря на то, что частный сектор Латвии национализировался бешеными темпами, личный автотранспорт все еще был сильно развит.
Личные легковые автомобили и мотоциклы получили серию номеров LR, а грузовые (и государственные, и частные) – LS. Буквы и три цифры писались белой краской на черной металлической табличке размером 200х110 мм, а в левом нижнем углу стояла треугольная печать ГАИ УКРМ (Управление рабоче-крестьянской милиции).
В июле 1941 года Гитлером была создана новая административная единица – Рейхскомиссариат Остланд (РО), включившая в себя оккупированные Литву, Латвию и Эстонию. В августе 1941 года, уже под контролем генерального комиссариата РО, территориальные инспекции начала переригистрацию транспорта. Машины снова получали другие номера, а их владельцы – новые техпаспорта на немецком и латышском языках.
Легковые авто, мотоциклы и автобусы получили серию LS, а грузовые авто и спецтранспорт – LT. Эти номера, в отличие от советских, писались черным цветом на белом фоне. Но и их век был недолог – с 1 января 1943 года на оккупированных территориях была введена истинно немецкая система регистрации гражданского транспорта.
Для Остланда была введена новая серия номеров RO (сокращение от Reichkommissariat Ostland). Латвии были отведены пятизначные номера с 30000 до 49999; Риге и Рижскому району, например, — с 30000 до 35999. Подлинность номеров удостоверяла печать красного цвета с орлом и указанным местом выдачи.
В составе СССР: «черные» и «желтые»
Номерные знаки транспортных средств на территории Латвийской ССР в период с 1945 по 1990 год можно условно разделить на несколько групп: послевоенные, «желтые», «черные» и «белые». Кроме того, каждая из групп располагала своими, уникальными спецсериями.
В 1945 году на территории Латвийской ССР появились советские номерные знаки образца 1936 года – комбинация из двух букв кириллицы и четырех цифр, пары которых разделял дефис, написанная белым фоном на металлической табличке черного цвета. Например, «ЛЦ 01-05».
До 1 марта 1947 года на территории Латвии выдавались именно такие номера. Причем, наряду с «латвийскими» сериями – ЛЦ, ЛР, на территории Латвийской ССР выдали несколько сотен номеров «московских серий» — МЗ и МЖ. Вообще, в послевоенные годы в системе регистрации ТС царил некоторый хаос – одинаковая серия номеров с одинаковыми же цифрами могла совпадать у легкового авто и, допустим, прицепа или мотоцикла. Тем не менее путали их редко – все-таки таблички были разной формы.
Бардак с номерными знаками скоро прекратился – уже в 1946 году в Советском союзе был установлен стандарт ГОСТ 3207-46, подразумевающий единую форму, цвет и размеры регистрационных табличек для автомобилей, тягачей, транспортных тракторов, прицепов и мотоциклов. Согласно новому стандарту, номерной знак окрашивался в желтый цвет, а все обозначения были черными – две буквы русского алфавита и четыре цифры, разделенные дефисом попарно. Передний знак авто был однострочным; задний – двухстрочным.
До Латвийской ССР новые знаки «доехали» в 1947 году – 1 марта было зарегистрировано первое авто с номерами нового стандарта. Таблички «ЛО 09-51» получил внедорожник Willys ЦК Комсомола Латвии. «Желтые» номера подразумевали также и необычные серии. Например, регистрационные таблички прицепов имели надпись «ПРИЦЕП», а милицейских мотоциклов – «МИЛИЦИЯ».
«Желтые» номера выдавали на территории Латвии до июля 1961 года; всего было девять автомобильных серий: ЛО, ЛП, ЛР, ЛФ, ЛХ, ЛЦ, ЛЯ, ЛМ и ОГ.
В составе СССР: «п» для пьяниц
В 1959 году в Советском Союзе вновь появился новый стандарт номерных знаков транспортных средств – ГОСТ 3207-58. Таблички стали черными, а символы – четыре цифры и три буквы – белыми.
Первая серия нового стандарта – ЛАА — была полностью использована в Риге для регистрации автомобилей предприятий и организаций в период с 30 декабря 1959 года до 1 сентября 1961 года. Следующая серия – ЛАВ – прослыла «блатной», так как не все желающие владельцы частного автотранспорта (ЛАВ полагалась именно им) могли ее получить – параллельно выдавались еще старые, желтые номера серии ЛЯ.
Черные номера выдавались владельцами автомобильного транспорта до 1983 года, а мототранспорта – до 1985 года. Последняя «автомобильная» серия черных номеров – ЛТР.
Именно в этом, третьем по счету поколении советских послевоенных номеров, появились такие серии, как: ТРАНЗИТ (для перегонявшихся автомобилей), ПРОБА (для испытательных поездок), СПОРТ (для спортивных авто не для дорог общего пользования). Кроме того, появилась специальная серия ВРН для выезда на личном авто за границу. Обычные же номерные знаки, в таком случае, нужно было отдать на хранение в ГАИ. Также при выезде за пределы СССР выдавался специальный техпаспорт и международный опознавательный знак SU.
На этом фото запечатлен автомобиль Chevrolet, зарегистрированный в Риге, но успевший побывать за границей, о чем свидетельствует значок SU на крышке багажника. Номер для выезда за границу владелец, очевидно, уже успел поменять на постоянный «внутрисоветский».
В конце 70-х годов количество автомобилей на дорогах СССР стремительно выросло, и существующая система регистрации транспорта требовала кардинальных изменений. При разработке нового стандарта номерных знаков, появившегося в 1977 году, была учтена международная Конвенция о дорожном движении, согласно которой регистрационные таблички имели черные символы на белом фоне.
В Латвии новые советские номерные знаки появились в апреле 1981 года. По ним впервые можно было визуально определить, зарегистрировано авто на частное лицо или госучреждение.
Для легковых авто и микроавтобусов госучреждений и предприятий передний и задний знаки были однострочные – четыре цифры и три буквы. Например, серии ЛТА, ЛТБ, ЛТВ, ЛТД, ЛТС и ВРН для выезда за границу. Такие номера ставились, в том числе, на правительственный, оперативный транспорт.
Номерной знак для частных владельцев начинался с буквы, затем шли четыре цифры и две заглавные буквы в ряд. Самый первый номер этого образца – «г 0104 ЛТ» выдали в Риге в январе 1982 года, а последними выданными в Риге табличками стали «ю 8000 ЛТ» и «а 7500 ЛА» в феврале 1991 года.
В конце 80-х годов, в разгар горбачевской борьбы с пьянством и алкоголизмом, ввели специальную серию номеров «п…..ЛТ». С 1 августа 1987 года такими номерными знаками стали выделять те автомобили, водители которых – частные владельцы – были задержаны за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Старый номерной знак, при этом, сдавался на хранение в ГАИ, и по истечению года возвращался обратно владельцу.
Были также и специальные номера для автомобилей совместных предприятий и иностранцев, временно проживающих на территории Латвийской ССР. Знаки имели желтый фон и черные символы (на фотографии виден Mercedes-Benz 190 с таким номерным знаком).
Независимая Латвия: по евростандартам
4 мая 1990 года Верховный Совет ЛССР принял Декларацию о восстановлении независимости Латвийской республики. Уже в декабре того же года поменялись и номерные знаки транспортных средств – они во всем повторяли советский стандарт, лишь буквы стали латинскими. Серии LAA и LAB предназначались для авто госпредприятий; LTE – для правительственных машин.
Частным же автовладельцам стали выдавать серии z…..LA, v…..LA, s…..LA. Кроме того, продолжали регистрировать авто с советскими знаками последних серий (ю….ЛТ, я….ЛТ), а также с ранее не использованными номерами для выезда за границу (ВРН, НЕА, НЕЕ).
Хаос продолжался до января 1993 года, когда, наконец, не были представлены номерные знаки Латвийской республики нового образца, отвечающие всем требованиям европейского стандарта. С введением новых номерных знаков все шаги процесса регистрации стали фиксироваться в электронном регистре.
Первый номерной знак AA-1 тогдашний министр сообщения Гутманис торжественно передал на хранение в Рижский мотормузей. Первыми сериями номерных знаков для автомобилей были AA и AS, а для мотоциклов – TA. Больше не существовало разницы между транспортными средствами, принадлежащими физическим и юридическим лицам; более того – появилась возможность заказывать индивидуальные таблички за отдельную плату.
Впрочем, все это не избавило систему от хаоса – ведь в 1993 году в ходу одновременно были: новые и «переходные» латвийские номера, все виды советских – белые, черные и желтые, «заграничные» и для иностранцев. Чтобы более эффективно справиться с путаницей, для окончательного перехода на новые номера и документы был определен конкретный «дедлайн» — 31 декабря 1995 года.
Отличное подтверждение «номерного хаоса» начала 90-х на этом фото, где запечатлены мотоциклы с советскими номерными знаками нескольких серий, табличками независимой Латвии, а также дипломатическими номерами.
После вступления Латвии в Евросоюз, в соответствии с постановлением Совета Европы, на латвийских регистрационных номерах стали использовать синюю полосу с символикой ЕС вместо латвийского флага. Несмотря на то, что номерные знаки с латвийским флагом больше не выдаются, они по-прежнему действительны при поездках как в Латвии, так и за ее пределами.
http://www.delfi.lv/avto/na-kolesah/adskij-bronevik-p-dlya-pyanic-i-20-let-evrostandartam-istoriya-latvijskih-avtomobilnyh-nomerov.d?id=43757150