Я несколько раз проезжал с тыльной стороны парка, в котором стоял остов памятника, прежде чем понял, что когда-то на нём занимало место что-то техническое. И, судя по дизайну, — танк. К тому же Гримма — это город в Саксонии, а Саксония была в ГДР. Поехал сфотографировать ближе. Сквер находится у городского вокзала. Сам вокзал забит досками и не расположен к посещению людьми. Но на платформе людно, отсюда уходят поезда на Лейпциг.
Так что же стояло на этом постаменте?
На постаменте стоял советский танк Т-34-76 с башенным номером 271. Группа интересующихся совместными усилиями даже нашла члена экипажа танка, им был Алексей Васильевич Коробов.
«За танк т-34 в Гримме мне поведал ветеран-земляк по приходу на дембель. Увидев меня он спросил где я служил получив ответ Плауэн он спросил бывал ли я в Гримме. Я сказал что бывал и не раз. Тогда он спросил стоит ли его Т-34 напостоменте . Узнав что стоит старик со слезами на глазах начал приглашать меня к себе в гости. Так я попал в гости к Алексею Васильевичу Коробову. Ныне его уже нет в живых. Кулезнёв 29 МСП.»
Даже нашли его фото, но не совсем понятно, кто из них Алексей Васильевич.
«Это фотография Коробова Алексея Васильевича. Службу он начал в 206 стрелковом полку 4 гвардейской армии. С октября 1943 года он продолжил службу (после ранения) в первой танковой армии гвардейского полка в звании лейтенанта. Считался первоклассным специалистом по ремонту танков. Вместе с полком было пройдено много: форсирование реки Днепр, бои за Киев, Козятин, освобождение Житпмира, Львова. В Польше он участвовал в освобождении узников концлагерей, Майданек…» (Из дневника А.В.Коробова)
Когда точно установили танк на постамент неизвестно (фигурирует цифра 1949), а демонтировали 15 января 1993 года, во время вывода контингента советских войск из бывшей Восточной Германии. И, вот, как это примерно происходило
«Танк на привокзальной площади снимали с постамента в моём присутствии (оказался в этот момент случайно). Снимали наши и грузили на трейлер с пояснениями: «а вдруг немцы после нашего вывода надругаются над боевой реликвией». Запомнилось то, что когда танк подняли, гусеницы практически рассыпались в воздухе, а часть катков (из середины) просто остались на постаменте — они, оказывается, были приставлены к корпусу. Куда вывезли точно сказать не могу, но по-моему, я видел его на платформе одного из убывавших в Россию эшелонов. Кстати, провожали с музыкой оркестра бундесвера, а приходили провожать, как выяснилось, в том числе и немцы, побывавшие у нас в плену в Сибири. Испытывал необычные ощущения от общения с бывшими солдатами фашистской армии» (Автор неизвестен)
После этого следы надолго затерялись. Но следопыты нашли их снова. И теперь мы знаем, что танк после возвращения на Родину обосновался в Кубинке. И даже был отреставрирован и находится в экспозиции музея.